Рецепт Анны (Или как завоевать любовь Бога и людей)

Статья кандидата в члены СХПУ Елены Сердюк, г. Киев, 2014 г., (победителя Всеукраинского заочного конкурса публицистических и художественных работ на тему: «Церковь во времена социально-политических конфликтов»)

Часть 1

«И молилась Анна и говорила»… Дальше следует известная молитва Анны, матери пророка Самуила из 1-й книги Царств, 2-й главы, стихи 1-2.

«… возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем. Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш».

Вполне логичная молитва благодарного женского сердца, которому Господь даровал долгожданное дитя…

И вдруг… «Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших»…

Эти слова вызывали недоумение по причине своей неуместности и резкого отклонения от курса…
К чему они здесь?

На самом же деле мое внимание, еще в начале, привлекла 1-я глава 1-й книги Царств, и в частности, история «столкновения» Анны с пророком Илием в храме. Размышляя над определенными моментами взаимоотношений с людьми в церкви, я пыталась понять, как правильно вести себя в определенных ситуациях, особенно, когда они выглядели несправедливыми и даже неправильными. И вдруг, в какой-то момент эта история буквально «приплыла к берегам моего сознания». И не просто «приплыла». Это был ответ.

Илия, священник, был очень даже «не в духе». Он совершенно неправильно оценил состояние Анны и не понял ее ситуацию. Более того, оскорбил ее, назвав «негодной женщиной». Илия, короче, ошибся и был неправ.

Но это не все... Это только начало истории. Как повела себя Анна! Она не молчала, она отвечала…. Но КАК она отвечала. Ее ответ заслуживает хрестоматийного разбора. Ее ответ, ЧТО и КАК она говорила, привел к Божьему благословению…

Библия неоднократно наставляет нас относительно ответов:

«Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость». (Притчи 15:1), «Кроткий язык - древо жизни…» (Притчи 15:4) и т.д. и т.п.

Но многие из нас отреагировали бы в духе: «Да как он смеет!? Он оскорбил ее (мое) человеческое достоинство»! Американка подала бы еще, наверное, и в Гаагский суд за нарушение прав человека…

Но Анна отвечала в кротости и уважении на явное оскорбление, не преминув при этом заметить, что она не является негодной женщиной…

Прошло время. Бог, как видим дальше, вспомнил об Анне, и она зачала ребенка, которого назвали Самуилом. Ребенок подрос, и Анна навсегда привела его в храм... И вот эта ее молитва в храме, вернее, ее часть:

«И молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем.
Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш».

Ну, здесь все понятно. Слава Богу!

И вдруг… «Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших…»

Вновь недоумение и… прозрение. Господи, это же совсем не случайные слова! Это же завещание Анны, ее рецепт получения благословений! Это ключ к тому, как сама Анна получила свое благословение! Это слова женщины, которая кое-что поняла в жизни, ведь эта молитва звучала спустя несколько лет после той встречи в храме. В этих словах чувствуется глубина и мудрость, которые приходят лишь тогда, когда за это заплачена цена.

Кто кроме Бога слышал слова ее молитвы? Была ли она пророком или царем, за кем бы ходил писец и записывал бы ее слова? Бог слышал, исходящие из ее духа слова и увековечил их в Своем Слове.

И это еще не конец… Кому-то вероятно, от этого будет больно… Читаем дальше…

«… ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены»…

Не могу утверждать, но мне кажется, этими словами Анна дала понять, что она поняла - Бог допустил эту ситуацию с Илием в храме. Это не было случайностью. И от ее реакции зависело ее благословение. Мы сами готовим себе путь для благословения или проклятия.

И еще немного терпения…

Я верю, что Анна смогла кое-что передать и своему сыну Самуилу, кое-что об уважении, послушании и почтении. У нее не так много было для этого времени в отличии от Илия.
Вот что говорится в 1 Царств гл. 2, ст. 17-26:

«И грех этих молодых людей (сыновей Илия) был весьма велик пред Господом, ибо они отвращали от жертвоприношений Господу.
Отрок же Самуил служил пред Господом, надевая льняной ефод.
Верхнюю одежду малую делала ему мать его и приносила ему ежегодно, когда приходила с мужем своим для принесения положенной жертвы.
И благословил Илий Елкану и жену его и сказал: да даст тебе Господь детей от жены сей вместо данного, которого ты отдал Господу! И пошли они в место свое.
И посетил Господь Анну, и зачала она и родила еще трех сыновей и двух дочерей; а отрок Самуил возрастал у Господа.
Илий же был весьма стар и слышал все, как поступают сыновья его со всеми Израильтянами,
и что они спят с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания.
И сказал им: для чего вы делаете такие дела? ибо я слышу худые речи о вас от всего народа.
Нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу: вы развращаете народ Господень; если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем? Но они не слушали голоса отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти.
Отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей».

Библия экономная книга. Многое находится между ее строк. Я верю, что здесь речь идет не только о том, что из-за непослушания своему отцу Господь предал сыновей Илия смерти. Но и о том, что благодаря кротости и послушанию, которым Анна научила сына своего Самуила, тот «приходил … в благоволение у Бога и людей».

Кстати, где-то эта мысль уже встречается в Писании! Вот и второй пример:

«И Он (Иисус) пошел с ними (родителями) и пришел в Назарет; и был в повиновении у них…
… Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков». (Луки 2:50-52)

Параллель очевидна. Благодаря повиновению родителям Иисус преуспевал в любви у Бога и людей. Кстати, сказать, он уже знал на тот момент Свое призвание, тем не менее, был послушен этим простым людям!

Ну и последний, третий, пример «во свидетельство», демонстрирующий принципы того, как завоевать любовь и расположение, в данном случае служителя церкви, возьмем из Нового Завета.

«… и сердце его (Тита) весьма расположено к вам, при воспоминании о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом. Итак, радуюсь, что во всем могу положиться на вас». (2 Коринфянам 7:15,16)

Сердце Тита было расположено к верующим коринфской церкви из-за того, что они были послушны и приняли его с должным уважением, как служителя Божьего. Другими словами, они завоевали расположение Тита благодаря своему послушанию и почтению!

Если такое отношение к слуге Божьему вызвало сердечный отклик у Тита, то не есть ли это показателем благословения самого Бога? Ну, посудите сами, поставьте себя на его место. К кому ваше сердце было бы больше расположено? К тому, кто послушен или к тому, кто вечно брыкается и ведет себя «как лошак несмысленный»?

Хочешь, чтобы тебя любили, не брыкайся! А кроткий – это обуздавший свои страсти, человек, укрощенный, и потому - свободный.

Как видим, успех в жизни человека зависит от послушания и почтения тех, кто находится над ним в позиции власти. Сказала и подумала: «Какая избитая тема!». Тем не менее…

А когда мы «умножаем надменные речи» и говорим «дерзкие слова» (иногда даже не произнося их вслух!), мы ставим себя в уязвимое положение. Мы будем безуспешно искать как Божье благоволение, так и человеческое. Но, как известно, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»…

Анна же со страниц Библии сквозь века как бы говорит нам: «Я поняла секрет успеха, секрет благословения! Я делюсь им: "Не умножайте речей надменных! Не отвечайте горделиво и дерзко, особенно священнику, мужу, родителям. Будьте почтительны, и тогда любовь и благоволение Бога и людей вам гарантированы!»

Часть 2

«И возжелает Царь красоты твоей» (Псалом 44:12)

Анна не отпускала. Я мысленно снова и снова возвращалась к ней. Ее история почему-то все также не давала покоя. Что-то большее стояло за всем этим и это «нечто» никак не удавалось ухватить. Было что-то еще…

В какой-то момент до меня дошло, что все вращается вокруг темы кротости. На сердце приходили различные места Писания…

В вдруг (снова «вдруг»), как будто невзначай, на сердце пришел один стих: «И возжелает Царь красоты твоей»… Я знала, где это, и какие строки за этим следовали: «…Вся слава дщери Царя внутри…».
Строки из 44-го Псалма. И тут же, как некоторое подтверждение, пришел на сердце и другой стих:

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом». (1 Петра 3:4-5)

И тут я все поняла. Вот к чему Дух побуждал…

Бог подводил к теме внутренней красоты, одним из составляющих которой является кротость. Вот откуда «дух кротости» все это время витала в воздухе!

Господь хочет, чтобы мы были красивы не только внешне, но и внутренне. Это для Него ценнее, чем, что-либо другое.

Мысли посыпались одна за другой. Места Писания сменялись одно другим…

«Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего.
И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему.
И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице Твое.
Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом;
в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее,
приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя». (Пс. 44:11-16)

Чтобы быть введенной в чертоги Царя, надо быть красивой, причем по Его меркам! В чертоги пускают не всех…

«Сердца смиренного и сокрушенного, Господи, Ты не призришь»…

Но там надо еще суметь задержаться!

Мысли перенеслись к Есфири… Думаю, ее секрет был не только в ее внешней красоте, но и внутренней…

Есфирь, как простолюдинка, пришла в дом царя. Ее готовили год для встречи с ним. Готовили внешне. Попала она в чертоги благодаря своей внешности, но задержалась там благодаря своим внутренним качествам. Она покорила царя своей внутренней красотой! Вспомним, из-за чего Астинь попала в немилость. Благодаря своей внешней красоте она попала во дворец, но была изгнана из него из-за отсутствия внутренней красоты. Гордость подвела ее…

Кстати, чтобы попасть на аудиенцию к любому земному монарху необходимо выполнить определенные условия, соблюсти определенные правила этикета, которые включают в себя не только правила поведения, обращения к монарху, но и одежду, прическу, аромат…

«Замухрышек» даже к земным царям не пускают. Если у тебя нет подходящей одежды, тебе придется ее у кого-то одолжить, но в повседневной одежде, тем более неопрятной, к царю не попасть. Тебе придется помыться, причесаться, сделать прическу и пахнуть прилично, хотя бы пахнуть чистотой.

Мы все «замухрышки» перед Богом. Иисус дал нам одежды праведности, чтобы мы могли предстать перед Царем, попасть к Нему на аудиенцию, входить в Его присутствие, помог соблюсти условия «дворцового этикета», без которых это было бы невозможно. Но Он ожидает от нас большего. Он желает нашей внутренней красоты для того, чтобы мы могли там остаться…

«И возжелает Царь красоты твоей…», «Вся слава (красота) дщери Царя внутри нее…».

Но как часто мы занимаемся в основном «плетением волос», тогда как наш Царь желает нашей внутренней красоты!

Нам надо покорить нашего Царя нашей внутренней красотой! Он жаждет видеть ее в нас. Это Его страстное желание! Мы можем попасть в чертоги Царя благодаря тому, что нас приодели и отмыли, дали чистые одежды, но остаться в Его чертогах можно только покорив Его сердце.

Пришло время «навести марафет» в нашем внутреннем человеке, привести его в порядок, сделать его прекрасным в глазах Бога, а не людей. Внешние одежды – не наша заслуга. А вот «внутренние одежды», требуют нашего участия и усилий, потому они так драгоценны в глазах Бога.

«В испещренной одежде ведется она к Царю…». Наш Царь желает нашей красоты, но не тленной, а нетленной.

Кстати сказать, чертоги в Библии – это брачные чертоги, в которых состоится наш брак с Женихом, Господом Иисусом Христом. Подумайте, о чем идет речь!

Мы можем не попасть на этот брачный пир, наша свадьба с Царем может не состояться, если нами не будут выполнены определенные условия – если мы не будем соответствовать Его критериям красоты. Мы просто туда не попадем! Стол накрыт, свадьба готова, но Невеста все такая же замухрышка, какой и была. Иногда даже злая, раздраженная, сварливая, эгоистичная, горделивая … Астинь не попала на пир к царю, вернее отказалась от участия в нем, по причине своей гордости. Имеющий ухо да слышит…

И еще одна мысль…

Нам надо покорять не людей, а Царя, производить впечатление не на людей, а на Него, желать понравиться не людям, а Ему. А у нас часто бывает наоборот. Хотя…

Есфирь смогла завоевать также расположение и человека, евнуха, который был к ней приставлен во дворце, и через него получить наставление - как приобрести благоволение царя. Вероятно, и это стало возможным благодаря ее внутренней красоте, которая выражалась в кротости, смирении и послушании, качествах внутренней, нетленной, ведущей в вечность, красоты…

Это вновь возвращает нас к вопросу: «Как завоевать расположение и любовь Бога и людей?».
Кротость – один из путей.

«Миловидность обманчива и красота суетна, но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы».
(Притчи 31:30)

 

aliance

shpu facebook

 

biblioteka

krug-stol2013

krug-stol2014

Головна сторінка | Людина року | Контакти

© Використання будь-яких матеріалів сайту дозволено тільки за умови активного гіперпосилання на джерело. Офіційний сайт Спілки християнських письменників України. 2010-2017 рр.