Помочь нельзя отвергнуть

Михаил Козаков,
2 место Всеукраинского заочного конкурса публицистических и художественных работ на тему: «Церковь во времена социально-политических конфликтов»,
Житомирськая обл., пгт Иршанск

В подростковом возрасте, воспитываясь в среде далекой от христианства, я любил читать книги. Однажды во время летних каникул, изнывая от безделья и жары, я открыл для себя роман Этель Лилиан Войнич «Овод». В книге было много чего интересного, но одним из ярких запоминающихся моментов был эпизод разговора Артура с его отцом - кардиналом Монтанелли. Корпоративная этика церковной организации помешала священнику помочь человеку, более того - собственному, пусть и незаконному, сыну.

Шли годы, и Бог нашел меня в этом мире. Воцерковившись и переболев неофитством, оглядываясь на пережитое, я понимаю, что многие годы внутри меня жил один и тот же вопрос - что сегодня церковь может и должна сказать, показать, что сделать, чтобы в наш век плюрализма и постмодерна не затеряться в общем шуме? Что делать церкви во времена кризиса и беззакония, когда народ равнодушен или растерян, что делать церкви, когда война или царит несправедливость?

Зачастую маленькие протестантские общины в провинции несут на себе печать маргинальности в обществе. То ли из-за тяжелого прошлого в советские времена, то ли из-за желания уподобиться православному затворничеству, протестанты, в частности баптисты, к коим принадлежу и я, далеки от жизни общества. Мы живем в собственном мире, некоем ковчеге спасения, вход в который посторонним возможен и смысл служения именно и заключается в спасательных операциях. Ибо весь мир за стенами здания церкви лежит во зле. Мир биполярен - есть «свои»: хорошие и светлые, и есть весь остальной мир - в нем нет ничего святого, все плохо и служит дьяволу. Этот злой мир надо всячески порицать и не иметь с ним ничего общего. Итог такой парадигмы мышления - религиозная окаменелость в служении, отмежевание в повседневной жизни, проблемы с грехами внутри общин, превращающихся в закрытые группы или клубы. Что происходит в социальной, культурной или политической жизни общества, из которого Церковь себя убрала, мало интересно или является лишь поводом для некоей фарисейской бравады.

Возможно, я преувеличиваю и сгущаю краски. Но когда в обществе, где есть Церковь Величайшего Революционера и Борца с несправедливостью Иисуса Христа, независимо от названия деноминации или конфессиональной принадлежности, встречаешь больше не заботу о погибающих и нуждающихся, а соблюдение традиций, обрядов и правил, задаешься вопросом - это ли Церковь Христа, Спасителя мира?

И глядя на историю Церкви, можно предположить, что подобная проблема не нова, а была всегда. Христиане либо шли в стороне, либо пытались взять власть в свои руки и править Градом Божьим и Градом человеческим. К чему приводили оба подхода, мы можем увидеть, прочитав книги по церковной и светской истории и сопоставив факты. И тот и другой подход не приносил счастья ни простому народу, ни самой Церкви.

Но, слава Богу, такая картина была не всегда и не везде. В любые времена и в любом народе Бог находил верных Ему и показывал всему миру и Церкви, какими путями в этом мире надо ходить.

Что делать Церкви во времена социальных или политических конфликтов? Какая роль и позиция истинна? Что делать Церкви - помогать или отвергать?

Начнем немного издалека. Что делают или чего не делают христиане в периоды социального затишья и стабильности? Обычно христиане занимаются евангелизацией окружающего мира, акцентируя внимание на асоциальных категориях - разных зависимых, сиротах и прочих входящих в категорию изгоев. Христиане выступают как некие санитары общества. Среднестатистический обыватель далек от мира Церкви как Земля от Солнца. Жизнь такого человека, его бытие определяется культурой потребления замешанной на СМИ и рекламе. В сущности это некий язычник, и не верующий и не атеист. Церковь его интересует только в определенные моменты жизни, зачастую в чисто потребительских целях - сделайте мне некие магические ритуалы с целью защитить, успокоить или показать чудеса. Христиане живут тоже в своем мире, семантически отличном от общего социума. Миры находятся рядом, но точек соприкосновения практически нет или они слабо выражены. Зачастую инициаторами разрыва отношений с внецерковным обществом являются сами христиане, для которых мир - некий фронт, а сами они позиционируют себя как воинов укрывшихся в окопах. А когда война и пули - лучше из окопа голову не подымать.

Я не пишу нечто новое - об этой проблеме много проповедуется, ведутся дискуссии, пишутся книги и созываются конференции. Но воз и ныне там. Когда христианам не интересна жизнь их соседей, коллег по работе, их не интересует общественная или политическая ситуация в стране – чего же мы тогда удивляемся, что мир становится все развращеннее и злее.

У такой позиции невмешательства есть одна очень важная деталь, которая дьявольски хитро замаскирована. Это настоящая волчья яма, скрытая в кустах лицемерия. Церковь, желающая сохраниться от влияния мира, начинает заражаться сама мирской системой ценностей, прикрываясь религиозными одеждами. Поэтому те, кто так сильно боялся греха, сами погрязают и утопают в них...

Во времена стабильности и затишья необходимо всячески делать этот мир лучше. И не только через проповеди, и не столько через проповеди и евангелизации. Обществу всегда были нужны порядочные, любящие и сильные люди, идя за которыми и с которыми оно становилось бы лучше. Скольких проблем удалось бы сегодня избежать, если бы христиане с тем же рвением, которое они обрушивают на гомосексуалистов и колдунов, боролись с коррупцией, взяточничеством, подорожанием медикаментов, произволом чиновников. Можно возразить, что для этого есть специальные органы и христиане призваны не для таких дел. Но разве христиане призваны молчать, когда грех и зло убивают людей? Или христиане выбирают только более слабых и не способных обороняться для нападок и порицаний. Тогда прав был герой романа «Овод» - такая Церковь никому не нужна. Она ни горячая, ни холодная. Она теплая.

Но что делать, когда моменты упущены или делалось все возможное, а в обществе происходят кризисы, идут некие социально-политические конфликты, люди напуганы, запутаны, злы, обижены или раздражены?

В первую и главную очередь Церковь должна быть той, кем и призвана быть - Верной Божьей Свидетельницей о Том, Кто любит, милует и мирит. О Том, чьи суды справедливы и Кто защищает угнетенных. Роль Церкви в обществе - являть любовь Божию к каждому Его творению; искать пути примирения враждующих; оказывать помощь в выходе из сложившейся ситуации, прося мудрости у Бога и внимательно изучая контексты событий и обстоятельств.

Необходимо ли Церкви занимать чью-либо сторону в конфликте? Возможно ли оставаться хладнокровно мудрым и незаангажированым находясь внутри возникшей проблемы? Занимать сторону необходимо только одну – ту, которая будет защищать от угнетения, и противостоять злу. А для того, чтобы видеть события ясно, и трезво оценивать ситуации, Церкви необходимо искать Божьего водительства. И никак иначе. Быть миротворцами, противостоять злу и греху, проявляя любовь, быть с народом. Церкви важно оставаться и быть аполитичной, не смешивая себя ни с какой партией или идеологией. Церковь всегда обязана выступать на стороне слабых и угнетенных - кто еще будет их защищать? Не с оружием убийства в руках, а с любовью и молитвой. Тогда христиане исполнят Великое Поручение Христа, и Наибольшие заповеди, а общество увидит тот ориентир, который укажет истинный путь.

Церковь сегодня должна образно выбрать, где во фразе «помочь нельзя отвергнуть» поставить запятую. Выбор этой запятой определит, чего хотят на самом деле христиане, и покажет обществу, насколько реально мы любим людей и верим в нашего Бога. Время бросает Церкви вызовы и только от нас сегодня зависит, будет ли нам стыдно предстать перед Богом за свои дела или наоборот мы разделим Его радость.

aliance

shpu facebook

 

biblioteka

krug-stol2013

krug-stol2014

Головна сторінка | Людина року | Контакти

© Використання будь-яких матеріалів сайту дозволено тільки за умови активного гіперпосилання на джерело. Офіційний сайт Спілки християнських письменників України. 2010-2017 рр.